85bf2b2f     

Преображенский Константин - Цокотуха (Сатанинская Энтомология)



Константин Преображенский
Ц О К О Т У Х А
Сатанинская Энтомология.
(Опыт исследования известного литературного произведения с необычной
точки зрения)
Речь пойдёт о сказке К.Чуковского "Муха-Цокотуха". Hаверное, нет такого
советского ребёнка, который не познакомился бы с этой сказкой. Причём
знакомство было столь близкое, что несколько строк (обычно первые
шесть-восемь) некрепко врезались в детскую память, как некая несмываемая
печать. Что же начертано на этой печати? Hастоящее исследование
представляет попытку ответа на сей вопрос.
1.
Анализ начнём с того, что рассмотрим множество персонажей, структуру
этого множества, изменение её в ходе развития сюжета.
Сюжет построен вокруг конфликта двух, чётко разделённых сторон. С одной
стороны единственный персонаж: Паук. С другой - все остальные, назовём их:
"собрание гостей". Это "собрание гостей" разбивается на две группы.
В первую включаются персонажи - одиночные особи. Их имена пишутся в
тексте с большой буквы, и поэтому можно сказать, что эти персонажи имеют
собственные имена. Вот первая группа персонажей:
1.Муха 5.Кузнечик
2. Комар 6.Клоп
3.Пчела 7.Муравей с Муравьихою
4.Бабочка
Итого семь персонажей в 1-ой группе.
Во вторую группу включаются персонажи - совокупности однородных существ.
Эти персонажи имеют грамматическую форму множественного числа, но
действуют они так же как еденичные особи. Их имена - пишутся в маленькой
буквы. Вот эта вторая группа:
1. тараканы 6.козявки
2.букашки 7.светляки
3.блошки 8.сороконожки
4.жуки 9.мотыльки
5.червяки 10.бабочки
Итого десять персонажей во 2-ой
группе.
Итак, мы видим, что "собрание гостей" имеет семь, скажем так, "голов",
снабжённых собственными именами; а остальных персонажей не больше и не
меньше, а - ровно десять.
Теперь, для осмысления этой структуры, мы предлагаем несколько цитат:
"И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью
головами и десятью рогами (...), великий дракон, древний змий, называемый
дьяволом и сатаною". (Откровение Иоанна Богослова, 12: 3-9.)
"...и стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с
семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диодим, а на
головах его имена богохульные" (Откр. 13:1)
"...и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами
богохульными, с семью головами и десятью рогами" (Откр. 17:3)
Вернёмся к сказке Чуковского. Рассмотрим более подробно действия
персонажей семёрки в ходе развития конфликта.
"Семёрка", а вместе с ней и всё "собрание гостей", имеет председателя -
Муху. Её мы и интерпретируем, как "жену, сидящую на звере с семью головами
и десятью рогами". И конкретно - из всего "собрания гостей", из всей
семёрки, только один-единственный персонаж терпит явный ущерб в конфликте.
Это, понятно, Муха. И вот, для сравнения, цитата, в которой говорится о
звере, выходящем из моря:
"И видел я, что одна из голов его, как бы, смертельно была ранена, но
эта смертельная рана исцелела" (Откр. 13:3)
И действительно, Муха, как бы, получает смертельную рану, но вскоре уже
весело пляшет с Комаром.
Далее. Сказка делится на три части. Первая - строки 1 - 28, вторая -
строки 29 - 68, третья - строки с 69 и до конца. Как располагаются
персонажи "семёрки" во второй части, в которой главным действующим
персонажем является Паук? Располагаются они следующим образом: "Муха" -
действующее лицо, "Комар" ещё не появился. Остальные пятеро - "испугалися,
разбежалися". И вот, для сравнения, цитата:




Назад